Онтологическая модель информационных потоков в цифровой образовательной среде
Работая с сайтом, я даю свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта обрабатывается системой Яндекс.Метрика
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Онтологическая модель информационных потоков в цифровой образовательной среде

idСмоленцева Т.Е.

УДК 004.04
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.51.4.007

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Цифровизация образования обусловливает необходимость формализованного представления и системной организации информационных потоков, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса в цифровой образовательной среде (ЦОС). Целью исследования является моделирование информационных потоков на основе онтологического представления взаимодействия лица, принимающего решение (ЛПР), и обратной связи. Разработана онтологическая модель, отражающая ключевые классы, экземпляры с идентификацией отношений между ними и семантикой информационных потоков, циркулирующих между компонентами ЦОС. В статье приведена декомпозиция экземпляра класса «алгоритм адаптивной обратной связи» онтологической модели информационных потоков. Цифровые инструменты работают в едином контуре образовательной среды, реализуя непрерывный цикл оценки, анализа, обратной связи и коррекции. Экземпляр класса онтологической модели «единый банк тестовых заданий», включающий технологии искусственного интеллекта для реализации автоматизированной проверки ответов в свободной форме в условиях потокового обучения, позволяет осуществлять вариативное и уровневое оценивание. К инструментам реализации обратной связи относятся LMS, социальные сети и виртуальный информационно-коммуникационный ассистент. Взаимосвязь инструментов, дополненных в ЦОС показана в онтологической модели при описании информационных потоков связи «ЛПР – обратная связь». Применение рассмотренной в статье модели позволит структурировать и унифицировать описание образовательных процессов с автоматизацией анализа цифрового следа. В заключении приведены выводы с декомпозицией онтологической модели на примере процесса оценивания знаний в условиях цифровизации и многопоточности с идентификацией отношений в форме пререквизитов экземпляров классов онтологической модели.

1. Ахмедьянова Г.Ф., Пищухин А.М. Онтологический подход к проектированию научно-производственных систем. Онтология проектирования. 2022;12(1):57–67. https://doi.org/10.18287/2223-9537-2022-12-1-57-67

2. Шматко А.Д., Чабаненко А.В., Степашкина А.С. Внедрение аддитивных технологий и технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. В сборнике: Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: вузовско-академический сборник научных трудов: Выпуск 4 (21). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2021. С. 15–24.

3. Яновская О.А., Кыдырмина Н.А. Архитектура цифровых технологий в образовании. Education. Quality Assurance. 2021;(4):33–39.

4. Давлатзода С.Х. Цифровизация университета как средство интеграции в мировое образовательное пространство. Education. Quality Assurance. 2022;(3):27–30. https://doi.org/10.58319/26170493_2022_3_27

5. Сойфер В.А. Human fActor. Онтология проектирования. 2021;11(1):8–19. https://doi.org/10.18287/2223-9537-2021-11-1-8-19

6. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Трансформация онтологии образования: от классно-урочной системы к смарт-инновациям. Онтология проектирования. 2022;12(4):470–480. https://doi.org/10.18287/2223-9537-2022-12-4-470-480

7. Азбель А., Илюшин Л., Морозова П. Обратная связь в обучении глазами российских подростков. Вопросы образования. 2021;(1):195–212. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-195-212

8. Смирнова Е.В., Добрица Е.К., Демиденко Н.О. Использование онтологий в образовательных процессах. Проблемы современной науки и образования. 2017;(22):70–74. https://doi.org/10.20861/2304-2338-2017-104-001

9. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Богословский В.И., Добудько Т.В. Проектирование электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза на основе информационно-деятельностного подхода. Jurnalul Umanitar Modern. 2021;4(2):5–9.

10. Тихоновецкая И.П. Искусственный интеллект в образовании: вызовы и риски. В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VIII Международной научной конференции: Часть 1, 24–27 сентября 2024 года, Красноярск, Россия. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; 2024. С. 302–306.

11. Подольская Т.А., Чепурнова Е.С. Представления об обратной связи у участников образовательного процесса. Вестник практической психологии образования. 2024;21(3):77–83. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210310

12. Buinevich M., Shkerin A., Smolentseva T., Puchkova M. On the Implementation of Residual Knowledge Continuous Assessment Technology in an Educational Organization Using Artificial Intelligence Tools. In: 2024 4th International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), 20–21 June 2024, Lipetsk, Russia. IEEE, 2024. P. 111–114. https://doi.org/10.1109/TELE62556.2024.10605664

Смоленцева Татьяна Евгеньевна
Доктор технических наук, доцент

ORCID |

МИРЭА — Российский технологический университет

Москва, Российская Федерация

Ключевые слова: онтология, цифровая образовательная среда, система дистанционного обучения, информационные потоки, образовательные технологии, экземпляры классов

Для цитирования: Смоленцева Т.Е. Онтологическая модель информационных потоков в цифровой образовательной среде. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=2029 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.51.4.007

14

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 15.07.2025

Поступила после рецензирования 03.09.2025

Принята к публикации 30.09.2025